Повествование строится вокруг истории Иисуса Навина - военачальника, в котором текла и еврейская, и египетская кровь. Однажды этому доблестному человеку пришлось сделать выбор между служением Египту и еврейскому народу. Параллельно развивается сюжет с юной египтянкой Казаной, безответно влюбленной в Иосию, и Эфраимом - племянником Иосии.
XVI в. до н.э. Десятая казнь египетская, когда умирают первенцы египтян и, соответственно, начинается Исход евреев. В это же время египетский военачальник Иосия, вернувшись из похода, получает весть от возлюбленной Мариам. Она называет его Иисусом и призывает служить своему народу. Иосия сомневается и идет к фараону, который поручает ему задание: уговорить евреев вернуться и предложить подарок - лучшие земли и автономию. Иосия уезжает, а во дворце фараона начинается заговор с целью свержения слабовольного Марнепта и возведения на престол более сильного и жесткого Сиптаха.
Иосия догоняет евреев и пытается говорить с Мариам, но она отвергает предложение фараона и, чтобы показать пример самоотречения, на глазах у Иосии соглашается выйти замуж за Гура - человека, которого она не любит, но уважает за принадлежность к одной с ней вере. Когда Иосия, еще более сомневающийся, в расстроенных чувствах возвращается в Мемфис, его схватывают слуги Сиптаха. Иосию заковывают в кандалы и отправляют на рудники. В это время еврейский народ переходит Красное море и, когда египетских преследователей смывает в воду, среди них оказывается прекрасная Казана. Она всего лишь последовала за Сиптахом, чтобы уговорить его освободить Иосию, но Сиптах и все слуги погибли. Когда Казану вытаскивают на берег, разъяренная еврейка смертельно ранит ее ножом. Эфраим и Мариам пытаются помочь девушке, но она умирает.
Смерть Казаны из-за любви к Иосии ускоряет события. Нун, Гур и Моисей хотят доказать, что так же самоотверженно любят Иисуса, и освобождает Иосию. Он принимает новое имя Иисус, становится во главе евреев и помогает спасти пленных из рудников. На пути к новому месту обитания Иисусу и его воинам приходится сразиться с племенем амаликитян. Роман заканчивается победой евреев и принятием Иисусом своего предназначения как предводителя евреев и слуги Бога.
По сути, как часто бывает у Эберса, это история о долге, чести и выборе. Она интересная, все события описаны столь ярко, что я была бы совсем не против увидеть их на экране. Но пафос зашкаливает, догматы - тоже. Слишком много преувеличений и идеализации, причем настолько неприкрытой, что даже такого лояльного читателя, как я, это покоробило. Понравилось то, что история не затянутая, читается довольно легко. Не понравилось, как Эберс поступил с Казаной. Бедная девушка! Да, ее смерть была нужна, чтобы подстегнуть сюжет, а еще - чтобы противопоставить любовь Казаны к Иосии очень странному отношению Мариам. У меня вообще сначала, когда Эфраим влюбился в Казану, сложилось впечатление, что они будут вместе. Жаль, что все вышло не так.